Главная » Памятники и памятные знаки

Памятный знак "Вагонетка"
Памятный знак «Вагонетка» — памятный знак к 60-летию начала блокады Лениграда. Открыт 8 сентября 2001 года. Архитектор А. Г. Костюкова. В процессе реконструкции Московского парка Победы была обнаружена в пруду вагонетка военного времени. По инициативе и на средства жителя Петербурга Ю. Ю. Жорно ее установили на берегу пруда на гранитном постаменте в виде стилизованных шпал. В композицию также включены памятные доски, рассказывающие о военных событиях.
 
 
Историческая справка
60 лет назад — в марте 1942 года — в блокированном Ленинграде на 1-м кирпичном заводе начал работать блокадный крематорий. Документальная история этого предприятия, к сожалению, до сих пор не написана, что приводит к появлению различного рода легенд о якобы «второй Пискаревке на Московском проспекте», активно муссируемых некоторыми средствами массовой информации. Между тем материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, позволяют проследить историю завода и достаточно точно установить число ленинградцев, чей пепел был здесь рассеян.

Организация крематория в осажденном городе была вызвана практической необходимостью — трест «Похоронное дело», чьи производственные возможности в мирное время не превышали 4 — 5 тысяч захоронений в месяц, уже поздней осенью 1941 года перестал справляться со своими обязанностями. Сильные морозы, промерзание почвы, отсутствие техники, крайняя истощенность людей, работавших на кладбищах, мешали проводить захоронения с соблюдением необходимых санитарных норм.

Переоборудование печей шло быстрыми темпами, была установлена передвижная блок-станция, снабжавшая завод электричеством, по проекту главного инженера В. Д. Мазохина сконструирована вагонетка-катафалк (обычная вагонетка, обмурованная огнеупорным кирпичом). В качестве топлива использовались сланец и дрова. Первоначально дрова кололи вручную, но позднее инженер А. А. Цыганов сконструировал механический колун. Основная проблема заключалась в том, что температура в печи повышалась неравномерно. Приходилось вручную при высокой температуре чистить подподовые каналы и проталкивать вагонетки.

Именно эта страшная чистка печных туннелей запомнилась тем работницам завода, кто дожил до обнародования сведений о блокадном крематории в начале 1990-х годов. Поначалу приходилось несгоревшие останки возвращать на повторное сжигание, но уже к апрелю была достигнута высокая температура — 1100—1200 градусов, что практически обеспечивало полное сгорание. К этому времени была переоборудована и пущена в эксплуатацию вторая печь. По карьеру, куда ссыпался пепел, был проложен узкоколейный путь для вагонеток.
 
История создания памятника

 Летом 1999 года со дна пруда были подняты останки вагонетки кирпично-пемзового завода, переоборудованного в дни блокады под крематорий. Вагонетка пролежала здесь, в 34 метрах от берега, больше 50 лет. В пруду купались, катались на лодках, на берегу загорали. Каждое лето в период обмеления прудов лодки натыались на странные металлические конструкции, но отдыхающие не могли понять, что цепляется за днище и является причиной неудобств.


 
На основе проведённых музеем истории города архивных исследований мест захронений пепла кремированных ппоявилось предположение о возможной принадлежности этих механизмов кирпично-пемзовому заводу. Предположение превратилось в уверенность после более тщательного осмотра этих конструкций. Инициативу и финансирование операции по подъёму вагонетки взял на себя президент корпорации «Ковчег» и меценатского Фонда Жорно — Юрий Юрьевич Жорно.

Сам процесс оказался делом нелёгким: находку пытались вытянуть тросами при помощи лебёдок, однако за полвека железо буквально вросло в илистое дно. Поэтому пришлось использовать длинномерную подъёмную технику, но так, чтобы при работах не повредить зелёные насаждения на берегу.

Для осмотра конструкций были приглашены очевидцы — работницы кирпично-пемзового завода, трудившиеся там годы войны. Они сообщили, что пепел ссыпался на дно именно этого пруда, и узнали части механизмов. А техническая экспертиза, проведённая музеем истории города, ещё раз подтвердила принадлежность находки кирпично-пемзовому заводу.
 


Согласно исторической справке и архивным материалам, в 1942—1943 годах для кремации были переоборудованы тоннельные печи на кирпичном заводе № 1.

Главным инженером завода В. Д. Мазохиным на базе серийных были сконструированы вагонетки-катафалки. Найденное на дне пруда в Московском парке Победы устройство представляет собой двухрамную конструкцию. Одна рама, двухосная, передвигалась вдоль печи по рельсам. Другая, связаная с ней посредством шестерен, передвигалась перпендикулярно первой, управление движением которой осуществлялось с помощью сдвоенного штурвала, связанного карданной передачей с системой шестерён, и реечного устройства.

Сравнение данного механизма с аналогичным, приведённым в труде Ярошевского А. В. («Как сушить кирпич-сырец в тоннельной сушке». М.-Л.1940) позволяет сделать вывод, что найденное устройство принадлежит кирпичному заводу 31 и служило для работы по обжигу кирпича в тоннельных печах, которые во время блокады выполняли роль крематория.

Кроме того, специалисты, сравнив очертания береговой линии и высотные отметки на до-и послевоенных картах, составленных по съёмкам ГРИИ, обратили внимание на существенные изменения в юго-западной части пруда. Здесь появился достаточно высокий холм, основой которого служит пепел погибших в дни блокады ленинградцев.

Таким образом сегодня с помощью свидетельства очевидцев и архивных исторических материалов места захоронений определены с абсолютной точностью: первоначально пепел ссыпался на дно пруда там, где была найдена вагонетка, а основная часть захоронений скрыта в глубине рукотворного холма, что подтверждает проведённая сотрудниками Санкт-Петербургской Лесотехнической академии экспертиза проб почв.
 
 
 
 
 
 
 



Просмотров: 2318
Вверх