Главная » 2015 » Декабрь » 20 » Предприниматели на грани революции
16:30
Предприниматели на грани революции

Бизнес-омбудсмен Александр Абросимов провел публичные слушания по проблемам, препятствующим развитию предпринимательства в Северной столице. В ходе 4 круглых столов обсудили нарушение прав при изъятии товара и документов в ходе расследования уголовных дел, проблемы развития городской промышленности и административные барьеры. Для объективности – рассказали о поддержке предпринимательства.

По словам участников, поддержка действительно существует. Правда, распространяется она, преимущественно, на производственные малые компании, доля которых составляет 8% в общем объеме городских предпринимателей. Им частично компенсируют затраты на выставочно-ярмарочную деятельность, лизинг оборудования, ставки по кредитам и арендные платежи, помогают с экспортом продукции и размещением ее в других регионах России. Между тем, основной доход город получает от торговых компаний (42%) и предпринимателей, предоставляющих разного вида услуги (20%), а им-то поддержка властей, практически, недоступна. Зато на пути этого бизнеса чаще всего и вырастают административные барьеры.

В декабре 2010 года правительство города приняло постановление №1045 «О размещении нестационарных торговых объектов». Затем 5 лет его корректировали, постоянно меняя правила игры. И хотя часть предложений предпринимателей все же учитывали, но ситуация раз от раза ухудшалась. Сегодня ее довели до того, что предприниматели готовы вслед за дальнобойщиками выйти на улицы. Но обо всем по порядку.

Круглый стол «Административные барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса, пути преодоления», почти с самого начала сопровождался эмоциональным накалом. Предпринимателей возмутило то, что обсудить острые проблемы пришли не первые лица органов исполнительной власти, а их заместители. Комитет имущественных отношений представлял Александр Никонов, человек не публичный, отвечающий в ведомстве за финансы и не имеющий непосредственного отношения обсуждаемым вопросам. А от Комитета по развитию предпринимательства пришла и вовсе начальник управления развития потребительского рынка Елена Капустина. Но если в адрес второго комитета сыпались только слова благодарности, то г-ну Никонову пришлось вести настоящий бой и выслушать немало нелицеприятных высказываний в адрес КИО и его руководителя Юлии Лудиновой.

Модератор секции исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков начал с того, что обозначил основные проблемы: прямая зависимость предпринимателей от органов власти, постоянно меняющиеся правила игры, длительность регистрации договоров и маленькие сроки размещения нестационарных торговых объектов (3 года, вместо действовавших ранее 5 лет).

Вступительную речь ведущий завершил, напрямую выразив недоверие госструктурам. «Чиновники говорят, что добросовестные предприниматели смогут без проблем продлить договор, — отметил он, — однако постоянно меняющееся законодательство не позволяет этому верить».

Выступивший следом за ним председатель совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков акцентировал внимание на том, что с 1 января 2016 года Комитет имущественных отношений (КИО) планирует отдать часть надзорных полномочий районным администрациям. Более того, и заявки на размещение НТО будут теперь подавать не сами бизнесмены, а чиновники районных администраций и муниципальных образований, а затем распределять их между своими предпринимателями. Таким образом, КИО окончательно выстраивает непробиваемую стену между собой и бизнесом.

Вышедший после него на трибуну Александр Никонов попытался объяснить возникающие проблемы. Например, длительность регистрации договоров связана с тем, что ФРС требует оплатить госпошлину. Однако, по закону, государственные учреждения не обязаны ее платить. КИО подал на ФРС в суд. Но пока два государственных ведомства судятся, предприниматели теряют доходы, так как не могут приступить к работе, не имея на руках зарегистрированного договора. Напомним, что земельный участок они получают в ходе аукциона и выплачивают годовую аренду, а это иногда несколько миллионов рублей, сразу по окончании аукциона. И даже раньше, так как залоговая сумма участия в аукционе – объем той самой годовой арендной платы, правда, по первоначальной ставке. В ходе аукциона она может вырасти в разы.

Кстати, один из предпринимателей по имени Антон, прервав выступающего, поинтересовался, почему на прошедшем накануне аукционе один объект площадью 30 кв. м на улице Вербной ушел за 10 млн руб., а второй точно такой же на соседней улице Ильюшина – за 300 000 руб. Второй аукцион был закрыт на втором шаге, а первый, как и полагается, продолжался до победы. Предприниматель предположил, что это связано с тем, что во втором аукционе участвовал знакомый руководителей администрации Приморского района.

Александр Никонов объяснил, что КИО не может влиять на результаты аукционов, но чтобы у предпринимателей не возникали в этом сомнения, торги с нового года переводятся в электронный формат.

Выступление чиновника, и его пояснение не убедили предпринимателей, чаша терпения собравшихся в зале активных и опытных бизнесменов, начинавших свой бизнес еще в Советском союзе с мелких кооперативов, лопнула. Предприниматели возмущались тем, что, несмотря на отрицательное заключение оценки регулирующего воздействия очередного нормативного акта КИО, он был принят, и ни одно из 39 предложений предпринимателей по его улучшению не было учтено. Критиковали двойную арендную плату, которая загоняет бизнесменов в долговую яму, снос объектов добросовестных предпринимателей и невнимание к несанкционированной торговле, которая продолжает повсеместно процветать, запрет на ведение совместной деятельности в НТО: нельзя установить даже платежный терминал, что могло привлечь дополнительных клиентов и помочь предпринимателю оставаться на плаву, неконтролируемая ярмарочная деятельность и т.д., и т.п.

Известный предприниматель Юрий Жорно (владелец снесенного рынка у метро «Звездная») открыто обвинил КИО и «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» в воровстве, объяснив, что снос объекта не означает его конфискации. Однако, компания «ЯРСтрой, привлеченная Центром к сносу объектов, отказалась выдать предпринимателю алюминиевые конструкции и оборудование, пояснив это тем, что снесенное имущество переходит в собственность того, кто его снес, в качестве платы за выполненную работу. Кстати, предприниматель возмущен не только воровством, которое он собирается обжаловать в суде. По его информации, на снос объектов выделяются бюджетные деньги, и чужое имущество не может быть платой за эту работу. Гораздо сильнее его возмутило бездушие главы Комитета Юлии Лудиновой, которая сразу после сноса приличных объектов, выполненных их качественных строительных материалов, предложила ему поучаствовать в аукционе, на аренду только что очищенных мест, чтобы получить возможность вновь выложить несколько миллионов на строительство. А через три года, когда срок аренды закончится, можно будет все еще раз повторить.

Кстати, нежелание слушать и вникать в проблемы со стороны руководства КИО отмечали многие предприниматели. И потребовали уволить руководителя недавно созданного монстра и назначить на руководство этим важным и нужным для города ведомством человека вменяемого и способного слышать тех, ради которых его посадили в это кресло и платят очень неплохую зарплату, в том числе, и за счет налогов, выплачиваемых предпринимателями. И даже предложили свою кандидатуру – Юрия Жорно. Кстати, один из предпринимателей свое критическое выступление о работе КИО завершил словами: «Такое ощущение, что людей специально доводят до бунта. А что если мы сейчас поддержим дальнобойщиков и перекроем улицы?»

Впрочем, пока ограничились передачей резолюции (свыше 55 предложений для поправки предпринимательского климата) вице-губернатору Сергею Мовчану. Но если ситуация кардинально не изменится до форума малого бизнеса, который традиционно состоится в декабре, то нельзя исключать и такого исхода. Принимая резолюцию, чиновник обещал документ изучить и при необходимости принять меры. По его мнению, для улучшения нынешней ситуации не революция нужна, а эволюция. «Действительно, нормативные акты бывают сыроватыми, а потом жизнь расставляет все на свои места, — пояснил он. — Но мы с вами можем убедиться в том, что нет ничего такого, что нельзя было бы изменить — исходя из разумности».

Просмотров: 1297
Вверх